+7(925)507-52-96   +7(495)507-52-96
✉ info@teh-stroy.ru

применение противогололедных материалов

нормативно-правовые документы по использованию ПГМ

О применении противогололедных реагентов (ПГР) в РФ и в Москве

С целью уменьшения возможных негативных последствий применения противогололедных реагентов (ПГР) в настоящее время в Москве проводятся следующие мероприятия:
- сокращение количества применяемых ПГР до минимально достаточных величин за счет их строгой дозировки в зависимости от различных внешних факторов (метеорологического состояния, дорожных покрытий, интенсивности движения и т.д.);
- поиск ПГР, оказывающих наименьшее влияние на окружающую среду и обладающих наилучшим соотношением «цена /эффективность».
Увеличение объема закупки ПГР на зимний сезон 2013-2014 гг. связано с их полным расходованием в зимнем сезоне 2012-2013 гг., т.к. обычно объем ПГР требуемый для нужд предстоящего зимнего сезона уменьшают на величину остатков предыдущего зимнего сезона, вследствие обильных снегопадов и аномальным приростом снега (средний климатический прирост снега за зимний период составляет 162 см, за зиму 2012-2013 г. прирост составил 328 см).
Известно что, вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий при гололеде повышается в 10 раз, при снежном накате – в 3,8 раза по сравнению с сухой проезжей частью. Одновременно зимняя скользкость приводит к снижению скорости движения транспортных средств в 2,0-2,5 раза, их производительности на 30-40 % с соответствующим увеличением себестоимости перевозок на 25-30 %.
Практически, в условиях высокой интенсивности движения транспорта, дорожные службы обязаны поддерживать в круглосуточном режиме состояние дорожного покрытия на уровне «черного (мокрого) асфальта» по всей ширине проезжей части, включая прилотковую зону. Только так можно обеспечить приемлемый коэффициент сцепления, в том числе на скоростной магистрали городского типа – МКАД, ТТК, где скорость движения разрешена до 100 км/час.
До 2000 г. выбор противогололедных реагентов определялся, в основном, их стоимостными показателями, без достаточного учета воздействий на природную среду и инженерные инфраструктуры города. Это привело к значительному урону зеленых насаждений, интенсифицировало процессы разрушения дорожных покрытий, металлических и железобетонных конструкций, инженерных коммуникаций города и способствовало загрязнению водной системы региона.
Работы по созданию комплексной системы снегоуборки и противогололедной обработки территорий города начались в 2000 г., при этом большое внимание уделялось выявлению номенклатуры противогололедных реагентов, допустимых для использования в городе. В настоящее время построено и эксплуатируется около 46 снегосплавных пунктов, в основном, на сетях городской хоз-фекальной канализации и коллекторах ТЭЦ. Создан парк машин, обеспечивающих внутригородскую транспортировку реагентов; существенно расширена номенклатура автотранспортных средств для распределения и обработки растворами реагентов дорожных покрытий города; определена номенклатура существующих реагентов, существенно снижающих комплекс негативных последствий их применения.
Применение химических веществ для борьбы с зимней скользкостью дорожных покрытий основывается на том, что при взаимодействии со льдом химические вещества, в частности хлористые соли, вызывают разрушение кристаллической структуры льда, в результате чего он тает (плавится) и образует с солями раствор, имеющий температуру замерзания более низкую, чем вода.
Плавление льда с помощью хлористых солей - сложный физико-химический процесс. Благодаря своей гигроскопичности хлористые соли интенсивно впитывают влагу из воздуха. При этом на поверхности их кристаллов образуется тонкий слой насыщенного раствора. Если такую соль рассыпать на поверхность льда, то из обволакивающего кристаллы раствора в адсорбированную льдом влагу будут переходить ионы соли. Отделение ионов от поверхности кристаллов соли, соприкасающихся с жидкостью, вызывается собственным колебательным движением микрочастиц, а также их притяжением молекулами растворителя (воды). В результате этого происходит растворение веществ, а также одновременно распределение (диффузия) ионов растворяемого вещества в растворителе с образованием раствора. В высококонцентрированных растворах отделенные от кристаллов микрочастицы частично или полностью соединяются с молекулами воды и создают новые химические соединения - гидраты. Процесс их образования называется гидратацией.
Процесс растворения химических веществ сопровождается тепловыми явлениями. Тепловой эффект при растворении разных веществ существенно различен, например, при растворении поваренной соли (NaCl) реакция эндотермическая (отрицательная), т. е. протекающая с поглощением тепла. Этим объясняется то, что первоначальное действие хлористого натрия на лед проявляется несколько медленнее по сравнению с хлористым кальцием или хлористым магнием, у которых реакция растворения экзотермическая (положительная) и происходит с выделением большего количества тепла. Тепло противодействует охлаждению исходных материалов и усиливает интенсивность плавления льда.
Технология работ в целях предупреждения образования снежного наката предусматривает распределение хлоридов до или непосредственно во время снегопада, пока свежевыпавший снег еще не уплотнился в результате движения автомобилей. В период снегопада к распределению твердых ПГР (солей) обычно приступают спустя 20-40 минут с момента начала снегопада после того, как на проезжей части образуется слой снега, достаточный для закрепления в нем реагентов. Распределение твердых противогололедных химических материалов во время сильных снегопадов, позволяет сохранить выпадающий снег в рыхлом состоянии. После прекращения снегопада необходимо полностью удалить снег с дорожного покрытия с помощью снегоуборочных машин. В противном случае, концентрация соли в составе снега увеличивается и тем самым прекращается эффективное ее действие, в результате чего на поверхности покрытия появляются снежные комки и неровности. Такие явления могут проявляться и в погодно-климатических условиях г. Москвы.
Водные растворы реагентов можно использовать только при минимальной толщине гололедной пленки (не более 1 мм) или для превентивной обработки дорожных покрытий, в противном случае эффект от их применения значительно снижается, так как раствор, не успевая прореагировать полностью с толстой гололедной пленкой, стекает по уклонам покрытия.
Для обоснования нормы расхода растворов реагентов для удаления гололеда и для его предупреждения важное значение имеет плавящая способность реагентов.
Заметим, что основное свойство ПГР (жидких и твердых) - плавящая способность является функцией температуры, концентрации раствора, физико-химическими процессами взаимодействия компонентов и времени. В случае если показателем, на основании которого принимаются решения, служит лишь одно значение при 5°C (г/г), это не позволяет установить температурные ограничения на использование ПГР и рассчитать нормы распределения на дорожном полотне при различных температурах.
Исследования показывают, что оптимальным с точки зрения физико-химических свойств являются, не индивидуальные соли, а ПГР сочетающие хлорид натрия и хлорид кальция.
Изменилась химическая составляющая реагентов, основная часть этого объема приходится на наиболее экологически безопасные продукты (хлористый кальций, композиции хлористого кальция и натрия).
Вещества (соли или растворы), использованные в качестве противогололедных реагентов имеют сложный химический состав, зависящий от технологии производства и сырьевой базы. Основными элементами являются кальций, натрий и хлор.
Оценка длительного воздействия ПГР на компоненты окружающей среды базируется на результатах экологического мониторинга. Постоянное наблюдение, начиная с 1997 года, осуществляют специалисты Научно-производственного предприятия ОАО «Прима-М» Департамента ЖКХиБ г. Москвы совместно с АКХ им. Памфилова, Московским государственным университетом леса, МГУ имени М.В. Ломоносова, Главным ботаническим садом РАН и другими научно-исследовательскими учреждениями (НИУ).
Отбор проб осуществляется на площадках постоянного наблюдения, составляющих основу системы почвенно-экологического мониторинга, на территориях примыкающих к крупным автомагистралям г. Москвы.
Отмечается многократное ежегодное снижение (в 4-10 раз) содержания в снеговом покрове ионов хлора и натрия. Содержание в талой воде кальция увеличилось. Ширина зоны максимальных концентраций загрязнителей уменьшилась с 30-150 метров - в 1999 году, до 5-10 метров и мене - в 2005 году.
Начиная с 2000 года уровень засоления верхнего почвенного слоя (0-20 см) в придорожной полосе крупных городских магистралей постоянно снижается, составляя не больше 0,5 % по плотному остатку водной вытяжки. Начиная с 2004 года, сезонный процесс вымывания солей практически восстановился, показано отсутствие значимого засоления почв на прилегающих к трассам (магистралям) территориях - менее 0,25 % сухого остатка водной вытяжки.
После 2005 года хлоридное засоление городских почв не выявлено. Показатели кислотности почв и минерализация почвенных растворов - в пределах фоновых значений. Содержание в городских почвах других загрязнителей, в том числе и солей тяжелых металлов, находится на низком уровне и не представляет экологической опасности.
Исследования 2007-2008 годов показали, что только на 7 % обследуемых площадей наблюдаются процессы остаточного осолонцевания в глубоких слоях почв (ниже 40-50 см). Локальное незначительное загрязнение тяжелыми металлами отмечено на площадках исключительно с незасоленными почвами, что доказывает отсутствие какой-либо связи его с использованием ПГР.
Состояние зеленых насаждений в масштабах города, начиная с 2001 года, стало заметно улучшаться, что подтверждается и результатами физиолого-биохимических исследований самих растений. Возросла приживаемость молодых посадок. Уже с 2003-2005 годов – в жизнеспособном состоянии находится более 94-96% растений.
Проводилась санитарно-гигиеническая оценка аэрозоля реагентов, образующихся во время их распределения на дорогах совместно с городским Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Не выявлено превышения ПДК по основным ингредиентам (кальций, натрий, хлориды), что подтверждает выводы экспертных оценок и модельных расчетов, выполненные специалистами Института глобального климата и экологии Росгидромета и РАН.
Согласно Постановлением Правительства Москвы № 242-ПП от 10.04.2007 г. «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» создана и функционирует многоуровневая система постоянного контроля качества поставляемых противогололедных реагентов.
Устанавливается их соответствие представленным для комплексных исследований образцам, техническим условиям и иным разрешительным документам. Эту работу осуществляет Департамент ЖКХиБ Правительства Москвы. К данной работе подключены ряд ведущих научно-исследовательских институтов. На каждый продукт имеется «Протокол испытаний химического состава».
По результатам обсуждений данной проблемы в Государственной Думе ФС РФ с участием Правительства Москвы рамках «круглого стола» на тему: «Экологическая безопасность противогололедных материалов» (22.03.2005 г.), решением Комитета по экологии ГД ФС РФ № 40-1 от 06.04.2005 г. была отмечена большая работа Правительства Москвы по комплексному улучшения экологической обстановки в городе при использовании новой схемы содержания объектов дорожного хозяйства в зимний период.
Постановлением Правительства Москвы № 242-ПП от 10.04.2007 г. «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» регламентированы процедуры оценки качества ПГМ, их потенциального воздействия на объекты окружающей среды, осуществления закупок материалов для городских нужд и контроля на соответствие их технологических и экологических характеристик, принятым в городе требованиям.
На применяемые в городе Москве противогололедные реагенты в обязательном порядке имеется следующая документация, которая представляется на аукцион (конкурс) для их закупки для муниципальных нужд:
- ГОСТ 450-77 «Кальций хлористый технический. Технические условия». или технические условия на реагент, разработанные и утвержденные по ГОСТ Р 1.0-92; 2.114-95;
- паспорт безопасности вещества (материала);
- санитарно-эпидемиологическое заключение, выданное в соответствии с Порядком проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, утвержденным приказом Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 21.11.2005 г. № 776.
Регламент зимнего содержания магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства) г. Москвы и временная инструкция по технологии зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства) с применением противогололедных материалов и гранитного щебня фракции 2-5 мм, проходят государственную экологическую экспертизу в установленном порядке в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ (редакция 18.12.2006 г.) и постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 г. № 698 «Об утверждении положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы».
На технические требования к ПГР выдано положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утвержденную приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу от 12.09.2011г. № 08-Э.
Существующий и регламентируемый в городе Москве порядок отбора ПГР, их закупки на открытых аукционах, оценки воздействия на компоненты окружающей среды, здоровье человека и многоуровневый контроль, - качества поставляемых продуктов, использования противогололедных материалов на объектах дорожного хозяйства, их содержания на базах и складах полностью обеспечивают реализацию прав граждан на благоприятную окружающую среду и качественные условия проживания.
Совершенствование законодательной базы по всем перечисленным выше вопросам может быть осуществлено при разработке проекта технического регламента (федерального закона) регулирующего специфику производства, требования к показателям качества и специфику обращения противогололедных реагентов и материалов, - «Экологические и технические требования к противогололедным материалам».

Нормативно-правовая база по вопросам обеспечения технологической и экологической безопасности при использовании ПГР на объектах дорожного хозяйства

Система содержания объектов дорожного хозяйства, утилизации снега в зимний период регламентируется рядом существующих в Российской Федерации и в г. Москве нормативно-правовых документов различного уровня. Выполнение декларируемых положений должно способствовать обеспечению безопасности дорожного движения.

На федеральном уровне:

Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 г.
ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Введен в действие Постановлением Госстандарта России № 221 от 11.10.1993 г.
ГОСТ 30413-96. Межгосударственный стандарт. «Дороги автомобильные. Методы определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием». Введен в действие в качестве государственного стандарта Российской Федерации Постановлением Госстроя России № 18-5 от 21.04.1997 г.
ОДМ 218.0.000-2003. Отраслевой дорожный методический документ. «Руководство по оценке уровня содержания автомобильных дорог (временное)». Утверждено распоряжением Государственной службы дорожного хозяйства Минтранса России, 01.01.2003 г., дата введения с 01.01.2004 г.
ОДМ 218.5.001-2008. Отраслевой дорожный методический документ. «Методические рекомендации по защите и очистке автомобильных дорог от снега». Утверждены распоряжением Федерального дорожного агентства Минтранса России № 44-р от 01.02.2008 г.
«Рекомендации по обеспечению экологической безопасности в придорожной полосе при зимнем содержании автомобильных дорог». Введены в действие распоряжением Минтранса России № ИС-1007-р от 17.11.2003 г.
ОДН 218.5.016.2002. Отраслевые дорожные нормы. «Показатели и нормы экологической безопасности автомобильной дороги» Введены в действие распоряжением Минтранса России № ИС-1147-р от 25.12.2002 г.
Методика «Экологическая безопасность автомобильной дороги: понятие и количественная оценка». Утверждена распоряжением Минтранса России № ОС-1181-р от 31.12.2002.
ОДМ 218.011-98. Отраслевой дорожный методический документ. «Автомобильные дороги общего пользования. Методические рекомендации по озеленению автомобильных дорог». Утверждены приказом Федеральной дорожной службы России № 421 от 05.11.1998 г.
ОДН 218.2.027-2003. Отраслевые дорожные нормы. «Требования к противогололедным материалам». Утверждены распоряжением Минтранса России № ОС-548-р от 16.06.2003 г.
ОДМ. Отраслевой дорожный методический документ. «Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах. Методика». Утверждено распоряжением Минтранса России № ОС-548-р от 16.06.2003 г.
ОДМ. Отраслевой дорожный методический документ. «Методика испытания противогололедных реагентов». Утверждена распоряжением Минтранса России № ОС-548-р от 16.06.2003 г.

В городе Москве:

Постановление Правительства Москвы № 1018-ПП от 09.11.1999 г. «Об утверждении Правил санитарного содержания территории, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве».
Постановление Правительства Москвы от № 124-ПП от 17.02.1998 г. «О генеральных схемах водоснабжения, канализации, концепции отвода и очистки поверхностного стока г. Москвы на период до 2010 года».
Постановление Правительства Москвы № 176-ПП от 14.03.2006 г. «О развитии систем водоснабжения и канализации города Москвы на период до 2020 года».
Распоряжение Премьера Правительства Москвы № 619-РМ от 03.07.2001 г. «О применении химических противогололедных реагентов на основе 32% раствора хлористого кальция модифицированного (ХКМ) при уборке улиц и проездов в зимний период 2001 г.».
«Схема применения различных видов противогололедных реагентов в г. Москве», разработанная ГУП «МосводоканалНИИпроект». Положительное заключение Государственной экологической экспертизы утверждено приказом ДПР по Центральному региону МПР РФ, № 1079-Э от 10.09.2001 г.
Постановление Правительства Москвы № 242-ПП от 10.04.2007 г. «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства в городе Москве» ( в ред. Постановления Правительства Москвы от 13.11.2007 г. № 992-ПП).
Постановление Правительства Москвы № 384-ПП от 15.05.2007 г. «Об утверждении заданий по ремонту и разметке дорог на 2007 год и мерах по переходу на новый порядок организации работ по содержанию объектов дорожного хозяйства (в ред. постановлений Правительства Москвы от 01.04.2008 N 246-ПП, от 10.06.2008 N 504-ПП).
Постановления Правительства Москвы «О готовности топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства города Москвы к работе в зимний период», выходящие ежегодно.
Известная номенклатура противогололедных реагентов и материалов (ПГР, ПГМ) и их технологические характеристики представлены в Отраслевых дорожных нормах: «Требования к противогололедным материалам» ОДН 218.2.027-2003 (Утверждены Распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 г. № ОС-548-р). В настоящее время данные нормы не отражают всей номенклатуры, разработанных, апробированных и использующихся в России, и в частности в г. Москве, ПГР.
Противогололедные реагенты применяются в соответствии с утверждаемой ежегодно технологией зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных материалов (ПГР и гранитного щебня фракции 2-5 мм).
Настоящая технология разработана применительно к жидким и твердым противогололедным реагентам качество которых соответствует установленным требованиям («Требования к противогололедным материалам». ОДН 218.2.027-2003. Утверждены Распоряжением Минтранса России от 16.06.2003 г. № ОС-548-р).
Контроль за поставкой, хранением, применением противогололедных материалов на ОДХ г. Москвы.
Реализация настоящей технологии предусматривает наличие в г. Москве соответствующих регламентов и осуществление следующих видов контроля за обращением ПГР на соответствие производимых и поставляемых материалов техническим, экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, установленным действующим законодательством и иными нормативно-правовыми актами:
Основной вид контроля - инструментальный контроль непосредственно на объектах производства противогололедных реагентов, с производителем которого по итогам аукциона (конкурса) заключен государственный контракт (договор) на изготовление и поставку ПГР, предусматривается предоставление сертификатов систем менеджмента и качества продукции предприятий. Данная работа может осуществляется городскими и окружными организациями-заказчиками или специально уполномоченными органами (организациями) при координации Департамента ЖКХиБ г. Москвы.
При поступлении ПГР от производителей (поставщиков) на накопительные и распределительные базы хранения городские и окружные организации-заказчики осуществляют входной контроль качества реагентов. Он должен производиться в соответствии с отраслевым дорожным методическим документом (ОДМ) «Методика испытания противогололедных материалов», утвержденным распоряжением Минтранса РФ от 16.06.2003 г. № ОС-548-р. После его прохождения и установления соответствия действующим требованиям, ПГР может использоваться на ОДХ города.
В рамках осуществления технологического мониторинга содержания и уборки ОДХ, а также баз хранения ПГМ, специально уполномоченными организациями Департамента ЖКХиБ г. Москвы проводится операционный контроль ПГР, хранящихся на базах городских и окружных организаций-заказчиков, а также контроль за соблюдением требований настоящей технологии, в том числе при использовании ПГР.
Технологический мониторинг включает выборочный контроль качества ПГР с привлечением специализированных независимых центров (лабораторий, учреждений, предприятий), имеющих лицензию, а также аттестованных, аккредитованных согласно действующему законодательству. Они должны иметь право проводить испытания ПГР, применяемых для борьбы с зимней скользкостью на дорогах и улицах города (в том числе осуществлять количественный химический анализ продукции для целей сертификации).

 

(по материалам с форума закупки гов ру)