+7(925)507-52-96   +7(495)507-52-96
✉ info@teh-stroy.ru

Коэффициент сцепления автомобильных колес с дорогой.

В связи с наступлением зимнего периода времени резко растёт количество дорожных происшествий на дорогах. По статистике, из-за ухудшения погодных условий (выпадения снегопада, образования гололедицы) число дорожных столкновений автотранспорта в столице увеличивается вдвое, а из-за увеличения тормозного пути автотранспорта, также возрастает резко число наездов на пешеходов.

Большинство столкновений происходят на мостах и эстакадах, а так же на открытых участках автодорог, на которых благодаря ветру быстрее всего появляется корка льда. Водители, отвыкшие за летнее время от управления автомобилем на дороге со снегом и льдом, как показывает статистика, совершают резкие необдуманные маневры, что сразу ведет к созданию аварийных ситуаций путём занос автомобиля. Основным факторов влияющих на тормозной путь автотранспорта является сила сцепления колес с дорожным покрытием, который должен соответствовать требованиями ГОСТ Р50597-93 девствующего и по сей день.

Утвержденная приказом Росприроднадзора и согласованная Департаментом города Москвы по жилищно-коммунальному хозяйству и благоустройству новая технология уборки проезжих частей, магистралей и пешеходных зон зимой с применением антигололедных материалов на зимний период с 2012 г. и далее обязывает эксплуатационные службы производить качественную уборку магистралей. Качество уборки должна позволить создать безопасные условия движения автотранспорта со скоростью, дозволенной на данном участке магистрали. Все методы борьбы с зимним понижением сцепления колес направлены на удаление с дороги льда или снежного покрова с применением различных химических, механических и других методов; профилактическим методом является предотвращение образования снежного и ледяного слоя или снижения его сцепления с дорожным покрытием.

Дорожные службы применяют различные методы:
-механические,
-химические,
-химико-физические (смеси реагентов с абразивными твердыми материалами),
-химико-механические (нанесения противогололедных материалов по поверхности дороги с последующей уборкой разрыхленной массы льда и снега и т.п.).
Когда требуется срочно увеличить коэффициент сцепления колес при отрицательных температурах, а воздействие различных химических средств снижено и уборка снега или наледи требует слишком больших физических усилий и финансовых затрат, дорожные службы обязательно применяют твердые абразивные материалы или их смеси с химическими реагентами. Единственная функция абразивного материала обеспечить надлежащий коэффициент сцепления, но нанесенный абразив имеет лишь временный характер действия, т.к. колеса транспортных средств мгновенно смещают нанесённые на дорожное покрытие абразивные материалы. Хотя в любом случае любые способы не способны в полном объеме обеспечить защиту дороги от обледенения.

Ранее применяемый документ по технологии уборки проезжих частей и дворовых территорий в г. Москве (на зимние периоды с 2009-2010 гг.) содержал более подробную информацию по видам гололедицы, методам борьбы с нею, описывались методика применения различных реагентов при различных температурных режимах и оценку по воздействию антигололедных материалов на внешнюю окружающую среду. Согласно данных выше указанного документа зимой могут образовываться при различных погодных условиях различные коэффициенты сцепления. На дорожном покрытии образовываются в зависимости от внешних погодных условий (температура и влажность воздуха, наличие осадков, скорость и направления ветра):
- рыхлый снег плотностью 0,1-0,2 г/см, коэффициент дорожного сцепления 0,20;
- утрамбованный, уплотненный накатанный снег или плотностью 0,3-0,60г/см, коэффициент дорожного сцепления 0,1-0,25;
- тонкий лед и гололедица – пленка (толщина до3 мм) и корка льда (толщиной до 10 мм) с коэффициентом 0,08-0,15

Гололедица может возникать при совпадении определенных факторов среди которых : относительная влажность воздуха 85-95%, температура воздуха от -1ºС до -6ºС, температура дорожного покрытия менее 0ºС. Критической температурой окружающей среды для появления гололедицы является нулевая отметка, а наиболее опасен для водителей перепад температур от -3ºС до + 2ºС. Именно в этих условиях изменяется коэффициент сцепления приводящий к увеличению тормозного пути и соответственно повышается опасность наступления дорожных происшествий.

Установлено, что: - минимальное сцепление и максимальный период просыхания имеют дорожные покрытия, которые были обработаны растворами хлористого кальция (СаCl2) и магния (МgCl2), время испарения, с дорожного покрытия которых в 2 и в 3,раза больше, чем растворенной технической соли (NaCl). Величина коэффициента сцепления уменьшится при увеличении концентрации нанесённых солевых растворов. Сцепные качества дорожного покрытия взаимосвязаны и со скоростью движения автотранспорта. Доказано, что нанесение на скользкую от льда поверхность дороги обычной смеси песка с хлористым натрием позволяет повысить среднею скорость движения автотранспорта на льду – на 10 км/ч и на снегу – на 5-10 км/ч. При полном растворения снега со льдом хлоридами кальция и натрия скорость движения транспорта увеличится в среднем на 10-20 км/ч. по сравнению с движением по чистому накатанному снегу.