Требования закона к экологической экспертизе ПГМ и ПГР
В соответствии с определением статьи 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»:
Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Из статьи 33 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует, что:
Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды.
Требование к закупаемому товару об обязательном наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию установлено положениями Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
В силу статьи 10 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в числе прочих, и
проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду.
Противогололедные реагенты, ранее не применявшиеся на соответствующей территории, относятся к новым веществам, которые могут поступать в природную среду и, следовательно, техническая документация на такие реагенты, согласно части 5 статьи 11 Федерального закона № 174-ФЗ, является самостоятельным объектом экологической экспертизы. Данная позиция излагается и в Письме Федеральной антимонопольной службы России от 23.07.2018 № АК/57142/18 «О конкурсных процедурах при закупках противогололедных реагентов».
Кроме того, если заказчик ПГМ находится на территории города Москвы, то, соответственно, при осуществлении закупки он обязан руководствоваться «Технологией зимней уборки проезжей части магистралей, улиц, проездов и площадей (объектов дорожного хозяйства г. Москвы) с применением противогололедных реагентов и гранитного щебня фракции 2-5 мм (на зимние периоды с 2010-2011 гг. и далее)», утвержденной Распоряжением Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 28.09.2011 № 05-14-650/1, равно как и «Порядком допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий в городе Москве», утвержденным Постановлением Правительства Москвы от 10.04.2007 № 242-ПП.
В силу указанных нормативных актов,
допускаемые к применению на объектах дорожного хозяйства и дворовых территориях в городе Москве противогололедные реагенты должны проходить предварительную оценку воздействия на жизнь и здоровье граждан, состояние компонентов окружающей среды, включая животных, растения, почву, водные объекты, на состояние объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий и связанных с ними гидротехнических и других коммуникаций на предмет соответствия
, в том числе, требованиям норм и правил в отношении экологической безопасности автомобильных дорог, улиц и пешеходных зон.
В соответствии с п. 2(1).30 Приложения 1 к Постановлению Правительства Москвы от 10.04.2007 № 242-ПП «О порядке допуска к применению противогололедных реагентов для зимней уборки объектов дорожного хозяйства и дворовых территорий в городе Москве»
в документации о закупке противогололедных реагентов в качестве одного из обязательных требований указывается представление участником закупки при подаче заявки на участие в закупке действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный реагент, проведенной центральным аппаратом федерального органа исполнительной власти по контролю и надзору в сфере природопользования или его территориальным органом, осуществляющим отдельные функции федерального органа власти по контролю и надзору в сфере природопользования на территории Москвы и Московской области, выданного уполномоченным органом, проводившим такую экспертизу, разрешающего применять предлагаемый противогололедный реагент в пределах административных границ города Москвы, а также представление паспорта безопасности вещества (материала) на противогололедный реагент.
Указанное заключение государственной экологической экспертизы федерального уровня требуется, если химический состав предлагаемого к закупке противогололедного реагента, физико-химические свойства и иные его характеристики соответствуют утвержденной Технологии зимней уборки, но техническая документация такого реагента не проходила государственную экологическую экспертизу федерального уровня в составе заключения государственной экологической экспертизы на действующую Технологию зимней уборки.
Приказом № 08-Э от 12.09.2011 Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утверждено Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по Технологии зимней уборки, в котором содержится информация о Технических документациях производителей, представленных на государственную экологическую экспертизу в составе проекта Технологии и получивших положительное заключение. ГЭЭ в составе проекта прошли следующие документы:
- ТУ 2149-071-52412574-06 «Многокомпонентный противогололедный материал марки ХКМ-БС»
- ТУ 2149-001-93988694-06 «Средство для борьбы с гололедом «Биодор»
- ТУ 2149-098-05015207-2011 «Противогололедный реагент «ХКН»
- СТО 67829831-001-2010 «Многокомпонентный противогололедный материал»
- СТО 39297743-01-2008 «Противогололедный материал «ХКНМ»
- СТО 001-80119761-2010 «Противогололедный материал «Бионорд» (ООО «УЗПМ»)
- ТУ 2149-009-93988694-2007 «Противогололедный материал «Бионорд»
- ТУ 5711-001-53737504-2008 «Материалы фрикционные минеральные, применяемые в качестве противогололедных, при выполнении работ по зимней уборке уличной дорожной сети и дворовых территорий г. Москвы»
Соответственно, выпускающиеся по технической документации из вышеприведенного перечня реагенты являются допускаемыми / разрешенными для применения в Москве.
Также необходимо отметить, что в некоторых случаях заказчики ПГМ, при оценке вторых частей заявок, принимают в качестве положительного заключения государственной экологической экспертизы такие документы как паспорт безопасности, санитарно-эпидемиологическое заключение и другие документы, подтверждающие соответствие товара требованиям законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18
Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»
заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы,
утверждается приказом федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов РФ и только после этого приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы.