Полезная информация при использовании ПГМ
Для повышения уровня безопасности дорожного движения любого транспорта в зимний период в основном применяются антигололедные реагенты неорганической природы. Наиболее широкое распространение из них получили различные соли: хлориды натрия, магния, кальция и калия. Положительный эффект добавления противогололедных регентов состоит в том, что они изменяют состояние снега – от сухого до насыщенного растворами внесенных реагентов, т.е. таяние снега на дорожном покрытии под действием ПГР влечет за собой увеличение образования снежной слякоти. Для движения транспорта с разбрызгиванием растворенного мокрого снега из под колес безопаснее, чем движение по гололедице. С другой стороны, мокрый снег существенно быстрее уплотняется и превращается в результате в лед.
Внесение противогололедных материалов в снег способствует увеличению его общей плотности в связи с тем, что при соприкосновении и с реагентами часть снега превращается в жидкий раствор, что соответственно вызывает уменьшение общего объема снега. При добавлении реагентов в соотношение 1/250 массы снега плотность последнего увеличивается на 6-10%. Наиболее увеличивается плотность снега, если снег с добавлением реагентов подвергается перемешиванию и уплотнению под воздействиям колес транспортных средств. Так, при плотности потока автомобилей примерно 120 машин в час плотность снега может увеличиться до 30%.
Добавление антигололедных реагентов в снег также влияет на сцепные свойства снежного покрова с поверхностью дорожного покрытия. Исследования показывают, что увеличение количества противогололедных реагентов до 30 г/м2 и изменение температуры воздуха от −1°C до −20°C снижает коэффициент сцепления почти в два раза. Снижение температуры выпавшего снега без добавления противогололедных реагентов повышает коэффициент сцепления. Например, изменение температуры воздуха от −1 до −20°C вызывает повышение коэффициента сцепления в 1,8 раза. Доказано, что коэффициент сцепления при норме распределения твердых противогололедных реагентов 30 г/м2 почти не зависит от изменений температуры воздуха. Увеличение количества вносимых реагентов более значительно влияет на сцепные свойства колес с дорожным покрытием при пониженных температурах воздуха, чем при более высоких. На величину всех показателей, характеризующих уплотнение снега при статичной температуре и норме вносимых реагентов, оказывает большое влияние количество снега, находящегося на дорожном покрытии.
На основании результатов проведенных исследований, а также показателей свойств снега, при которых возможна высококачественная снегоочистка, оптимальными считаются следующие нормы внесения твердых противогололедных реагентов в снег:
Температура воздуха, °C | Норма применения реагентов, г/м2 |
Выше −5 °C | 15 г/м² |
От −5 до −20 °C | 25 г/м² |
Ниже −20 °C | 35 г/м² |
Разумеется, в таблице приведены очень усредненные нормы внесения противогололедных реагентов в снег, которые в реальности сильно зависят от конкретных температурных и погодных условий, а также от состава применяемых марок антигололедных средств, в чем можно убедиться, например, изучив рекомендованные нормы расхода Айсмелт для плавления снега и льда при различных условиях применения.
Следует также помнить, что время нахождения смеси снега с реагентами на дорожном покрытии не должно превышать 5-6 ч. Ограничение пребывания снежной массы с реагентами на дороге вызвано возможностью уноса её колесами транспортных средств, а также связано с возможностью изменения температуры.
Анализируя физические и химические процессы, происходящие при попадании антигололедных препаратов в снежную массу и при постоянном перемешивании данной смеси колесами автотранспорта, можно сделать следующие выводы:
– любые реагенты, попадая на снег, образуют раствор; концентрация раствора зависит от температуры воздуха и снега;
– раствор смеси снега и реагентов распределяется по поверхности оставшихся снежных кристаллов и образует пленку раствора солей, которая увеличивает подвижность кристаллов и перемешивание снега под воздействием внешних усилий;
– благодаря образовавшейся незамерзающей соляной пленки раствора на границах кристаллов снега снижается коэффициент смерзания (сцепления) его с дорожным покрытием.
Исходя из вышеизложенного, необходимый эффект при взаимодействии реагентов со снегом достигается технологически благодаря образованию растворов хлоридов. Однако появление свободных растворов различных хлоридов на дорожном покрытии является недопустимым, так как они имеют сильную коррозийность для деталей транспортных средств. Снег обладает высокой влагоудерживающей способностью. Свободный раствор хлоридов при внесении ПГР появляется только при условии, если масса свободного раствора составляет более 25% от массы снега.